Кто такой психолог и зачем он нужен в школе?
Чем он может помочь учащимся и их родителям, педагогам и просто всем, кто к нему обратился?
Чтобы тем, кто заинтересовался вышестоящими вопросами, стал понятен смысл этого специалиста, мы предлагаем познакомиться притчей, в полной мере отражающей миссию психолога.
Притча про гору
Однажды двое оказались в незнакомой стране перед высокой горой. Им надо было через нее перейти, но они понимали, что им нужен проводник. Проводник пришел, и перед тем как начать путь, он сказал им:
«Прежде всего, мы должны договориться с вами о взаимном уважении: я уважаю вас и ваш путь, а вы уважаете меня и мой опыт.
Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту гору я вижу впервые. Поэтому не теряйте бдительности, будьте так же внимательны, как и я.
Я могу только идти рядом с вами, но ноги за вас я передвигать не могу. Если вы не захотите пойти по пути, предложенному мной — это будет ваш выбор.
В горах холодно, поэтому я не стану затягивать наш путь.
Я с вами временно. Я покину вас, как только пойму, что дальше вы сможете идти сами к той цели, которую себе наметили.
И последнее. Я никому не расскажу, что я покорял с вами эту гору».
И они отправились в путь. Это было нелегко, было и отчаяние, и новая надежда. И незадолго от вершины проводник покинул путников. И они дошли, и видели восход Солнца. С другой стороны горы оказался цветущий сад.
Цель социально-психолого-педагогического сопровождения:
Создание и поддержание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, развитию и укреплению психологического здоровья ребенка в условиях лингво-гуманитарной гимназии.
Задачи социально-психолого-педагогического сопровождения:
-
содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех ступенях школьного образования;
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей гимназистов;
-
содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: выбор образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, учебные трудности;
-
обучение учащихся навыкам самопознания, самоанализа, использования психологических особенностей и возможностей для успешного обучения, развития и профессионального самоопределения;
-
оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности;
-
повышение психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Приоритетные направления деятельности
-
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и учащихся с высоким уровнем учебной мотивации.
-
Оптимизация здоровье сберегающей среды.
-
Профилактика социальных патологий.
-
Психологическое сопровождение профильного (предпрофильного) обучения, профессионального самоопределения.
-
Психологическое сопровождение выпускников 9-11 классов в период подготовки и сдачи государственной (итоговой) аттестации.
-
Психологическое сопровождение экспериментальной деятельности гимназии.
-
Психолого-педагогическое сопровождение принципа преемственности в системе непрерывного образования.
-
Психолого-педагогическое сопровождение семьи.
-
Психологическое сопровождение профилактики педагогического населения.
-
Психологическое сопровождение управления образованием.
-
Психолого-педагогическое сопровождение профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних.
Миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации в динамично развивающемся обществе. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности гимназии, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни. Социальный педагог - посредник между растущей личностью и различными службами, организациями и учреждениями; защитник интересов и прав ребенка; организатор совместной деятельности взрослых и детей; наставник, осуществляющий социальную поддержку социального становления детей и подростков, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Сферой деятельности социального педагога является социум - сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений, сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении.
Цель – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.
Задачи социального педагога:
- изучение конфликтных ситуаций, отклонений в поведении и оказание социальной помощи и поддержки обучающимся;
- быть посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти;
- способствовать реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;
- создавать условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;
- взаимодействовать с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;
- Организация и проведение в гимназии межведомственных профилактических акций:
- «Образование всем детям»
- «Правовое просвещение»
- «Дети улиц»
- «За здоровый образ жизни»
- «Подросток»
Приоритетные направления деятельности:
- оптимизация здоровьесберегающей среды:
- профилактика СПИДа
- профилактика употребления ПАВ
- профилактика социальных патологий:
- профилактика необучения
- профилактика безнадзорности и правонарушений