Творчество и развитие творческих способностей

Зыкова Марина Николаевна, учитель технологии высшей категории МАОУ гимназия №23 г. Челябинск

Вся история человечества – это история изобретательства. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития науки, техники, технологий появились задачи, которые трудно стало решать только методом проб и ошибок или путем простого подражания природе. Новые задачи требовали более глубокого их осмысления и творческого решения, т.е. изобретательства.

Изобретательство – творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и теорий решения изобретательских задач создаются новые принципы действия и способы воплощения этих принципов в конструкциях инженерных объектов.

Решая  любую задачу, человек может идти двумя путями:

1) применить известные типовые решения, общепринятые схемы  (исполнительский уровень);

2) изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элименты конструкции выполнить по- новому, своеобразно (творческий уровень).

Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, « творчество- это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее»

Творчество – деятельность,  порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта  (производителя, носителя) творческой деятельности.

Можно, очевидно, сказать, что творчество – это решение творческих задач.

При этом творческую задачу мы определяем так – это ситуация,  возникающая в любом виде деятельности или  в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых  (объективно или субъективно, т.е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное.

Этапы и процедуры творческого процесса легче всего представить на примерах технического творчества.

Техническое творчество – предполагает  получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах.

Процесс творчества всегда осуществляется позтапно и включает такие процедуры:

1) осознание противоречия, создание и обоснование идеи;

2) техническую разработку задания и практическую работу над ним  (проектирование и конструирование);

3)испытание объекта в работе и оценку результата творческого решения.

Первая процедура завершается созданием общего плана. ИДЕИ. Замысла решения задачи.

Вторая процедура включает проектирование и конструирование.

Проектирование – разработка и обоснование проекта. Результатом проектирования является проект разрабатываемого объекта ( тексты, графики, чертежи, расчеты, модели и т.д.)

Процесс проектирования можно представить так:

1) научно – исследовательский поиск, наилучшего варианта решения задачи;

2) формулировка ( обоснование) задания;

3) техническое предложение  (аванпроект);

4) эскизное проектирование;

5) техническое проектирование;

6) рабочее проектирование.

Конструирование – разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей.

Сначала по предварительным чертежам и расчетам изготавливается опытный образец. Далее все  расчеты  уточняются. Составляются рабочие чертежи и техническая документация для их применения на производстве. Результатом конструирования является конкретная конструкция изделия.

Конструкция – наглядно представленная система способов соединения и взаимодействия частей изделия, а так же, материал, из которого эти части должны быть изготовлены. Если конструкция является изобретением, т.е. новым, не существующим ранее инженерным решением, то ее новаторский характер должен быть подтвержден документально, а открытие запатентовано.

Итак, главные качества, необходимые для успеха в любом деле – творческий склад ума, нацеленность на творчество, готовность решать возникающие задачи и проблемы, причем, самые неожиданные.

Приведу примеры презентаций учащихся