Зыкова Марина Николаевна, учитель технологии высшей категории МАОУ гимназия №23 г. Челябинск
Вся история человечества – это история изобретательства. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития науки, техники, технологий появились задачи, которые трудно стало решать только методом проб и ошибок или путем простого подражания природе. Новые задачи требовали более глубокого их осмысления и творческого решения, т.е. изобретательства.
Изобретательство – творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и теорий решения изобретательских задач создаются новые принципы действия и способы воплощения этих принципов в конструкциях инженерных объектов.
Решая любую задачу, человек может идти двумя путями:
1) применить известные типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);
2) изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элименты конструкции выполнить по- новому, своеобразно (творческий уровень).
Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, « творчество- это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее»
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности.
Можно, очевидно, сказать, что творчество – это решение творческих задач.
При этом творческую задачу мы определяем так – это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т.е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.
Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное.
Этапы и процедуры творческого процесса легче всего представить на примерах технического творчества.
Техническое творчество – предполагает получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах.
Процесс творчества всегда осуществляется позтапно и включает такие процедуры:
1) осознание противоречия, создание и обоснование идеи;
2) техническую разработку задания и практическую работу над ним (проектирование и конструирование);
3)испытание объекта в работе и оценку результата творческого решения.
Первая процедура завершается созданием общего плана. ИДЕИ. Замысла решения задачи.
Вторая процедура включает проектирование и конструирование.
Проектирование – разработка и обоснование проекта. Результатом проектирования является проект разрабатываемого объекта ( тексты, графики, чертежи, расчеты, модели и т.д.)
Процесс проектирования можно представить так:
1) научно – исследовательский поиск, наилучшего варианта решения задачи;
2) формулировка ( обоснование) задания;
3) техническое предложение (аванпроект);
4) эскизное проектирование;
5) техническое проектирование;
6) рабочее проектирование.
Конструирование – разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей.
Сначала по предварительным чертежам и расчетам изготавливается опытный образец. Далее все расчеты уточняются. Составляются рабочие чертежи и техническая документация для их применения на производстве. Результатом конструирования является конкретная конструкция изделия.
Конструкция – наглядно представленная система способов соединения и взаимодействия частей изделия, а так же, материал, из которого эти части должны быть изготовлены. Если конструкция является изобретением, т.е. новым, не существующим ранее инженерным решением, то ее новаторский характер должен быть подтвержден документально, а открытие запатентовано.
Итак, главные качества, необходимые для успеха в любом деле – творческий склад ума, нацеленность на творчество, готовность решать возникающие задачи и проблемы, причем, самые неожиданные.
Приведу примеры презентаций учащихся