Метод проектов

Система работы с одаренными детьми. Из опыта работы.

Зыкова Марина Николаевна учитель технологии высшей категории,

МАОУ гимназия №23 г. Челябинска.

В современных условиях с особой остротой встает проблема подготовки подрастающего поколения к будущей самостоятельной трудовой жизни. Чем больше человек знает и умеет, тем легче удовлетворить потребности своего самовыражения. Трудовые навыки, эстетическое осмысление предмета, творческие способности развиваются только в работе. Чтобы учащийся получил удовлетворение от результатов своего труда, от красивой и полезной вещи, учителю приходится использовать самые различные формы и приемы работы по воспитанию трудовой культуры, формированию трудовых навыков.

Всем известно, что подростки любят участвовать в различных соревнованиях, и это необходимо учитывать в их учебной деятельности. Олимпиады, конкурсы, проектная деятельность, научные и исследовательские работы, игры, викторины по технологии отражают подготовку учащихся по программе, развивают творческую инициативу, мышление, пространственное воображение, фантазию, помогают определиться в выборе будущей профессии.

Метод проектов на уроках технологии используется уже более 10 лет. За это время менялись и содержание и формы работы.

Проектирование – процесс интересный, но не простой. Самое главное для учителя – пробудить интерес у учащихся, вызвать желание и готовность овладеть методом.

В течение учебного года каждый учащийся выполняет не один проект. Темы разные: от кулинарных до конструирования и моделирования швейных и конструкционных изделий, а иногда и изобретательских.

В течении последних 3-х лет мои ученицы занимают призовые места на Олимпиадах от районного до Областного уровня и создают традиционные  проекты, предусмотренные рамками Олимпиады. Так были выполнены проекты: «Комплект одежды для подростка «Летний сад»», «Комплект для выпускного вечера «Красная роза»», «Вечернее платье «Фиалка»», «Платье «Чайная роза»», которые по достоинству оценены жюри Олимпиад разных лет.

Подготовка к олимпиаде занимает много времени и требует большой отдачи сил. Нужно не только представить продукт своей деятельности, отвечающий определенным критериям, но и правильно оформить и защитить его, нужно уметь аргументировано отстаивать свою позицию и ответить на вопросы жюри.

С каждым новым проектом учащиеся поднимают планку, демонстрируют умение работать как самостоятельно, так и в коллективе. Так был создан проект «Из века в век…».  Новизна данной работы заключается в создании художественно-публицистического фильма, как новой формы  работы с учащимися старшей школы. Руководители - педагоги проекта являлись кураторами, тем самым, обеспечивая большую самостоятельность учащихся в реализации плана действий. Для успешной реализации проекта была сформирована активная группа учащихся-менеджеров, которые разработали структуру, план и сроки реализации работы.

Каждый менеджер выбрал себе работу по интересам, согласно структуре проекта, и подобрал группу единомышленников из учащихся гимназии.

Данная работа является групповой. Преимущество заключается в следующем: у учащихся формируются умения рефлексивные, поисковые, коммуникативные; навыки оценочной самостоятельности, работы в сотрудничестве, менеджерские качества. В результате учащиеся освоили так же  презентационные умения и навыки.

Тесное сотрудничество учителей – авторов проекта, родителей и учащихся – результат победы во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Моё лучшее мероприятие, посвященное 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», который проводился Межрегиональным научно-образовательным центром управления   качеством "Канон".

Метод проектов рассчитан на развитие познавательной самостоятельности учащихся, а значит, как это бывает, в процессе работы возникает новое направление – исследовательская деятельность.

Так были выполнены реферативные и исследовательские работы: «Влияние Рождественского поста на организм человека. Традиции Рождественского стола в странах Европы и России», «Влияние питания на здоровье подростка», «Ледяное лакомство на палочке: история создания и исследование влияния мороженого на настроение человека», «Чародей кухни. Успех на миллион!», «Из века в век …» (исследование и анализ тенденций моды 40–х годов  XX века и влияние их на направления  молодежной одежды начала XXI века), «Из века в век…» стилизация а ля «винтаж»», «Победоносное шествие куклы Барби», «Чрезвычайно древнее и всегда юное искусство. Роспись батик в современной одежде», «Комплект одежды «Летний сад». Направление молодежной моды и элементы прикладного творчества в одежде подростка», Платье «Чайная роза». Посвящается 65-летию Победы Великой Отечественной войны». Все работы отмечены дипломами, грамотами, благодарностями в интеллектуальных конкурсах «Умники и умницы», «Интеллектуалы 21 века», «Шаг в будущее – Созвездие – ИТТМ» и др.

Очень интересны детям предметные недели, которые проходят в гимназии каждый год. Организуются выставки творческих работ и поделок учащихся, предлагается выставка занимательной литературы по предмету, проходят викторины и конкурсы, такие как «Кулинарный поединок», «Сервировка стола», «Лучшая модель года».

Ежегодно проходит «Праздник моды»- один из самых ярких и запоминающихся, принимают участие дети с 1 по 9 класс, а так же родители и классные руководители. Учащиеся показывают модели одежды, выполненные своими руками на подиуме. По итогам праздника награждаются грамотами и подарками.

Учащиеся нашей гимназии активные участники предметной недели технологии района (2 место 20010-11уч.год), конкурсов кулинарного искусства при ЮУрГУ и городского конкурса «Стильная школа» (3место 2010-2011уч.г.)

Стало традицией в день учителя и на Международный день 8-е марта открывать в гимназии «Ученическое кафе», где учащиеся поздравляют учителей – красиво сервируют столы, угощают чаем с пирогами, приготовленными своими руками, читают стихи и всегда звучит живая музыка.

Все выше изложенное – это система работы с одаренными детьми и вполне приемлема как в гимназии, так и в общеобразовательной школе. Ученики, которые хотят достигать более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими и есть одарённые дети. Задача учителя  оказать внимание и  поддержать такого ученика.

Учитель должен быть предан своему предмету, постоянно быть примером ученикам в желании не стоять на месте, а узнавать новое и двигаться вперед, быть увлеченным своим предметом и увлекать своих учеников.

Информационные источники

1.         Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования – 2010, № 4. –С. 4 - 20.

2.         Проект национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Управление современной школой. Завуч. – 2010, № 3. –С. 4 - 14.

3.         Меньшиков В.Я. «Развитие творческого потенциала учителя – время включать в работу человеческий фактор». // Вестник образования России– 2010, № 12. –С. 50 - 53.

4.         Соловцова Е. Профессиональная ориентация, деятельность и личная одаренность // Народное образование. - 2006. - № 8. - С. 189 - 192.

5.         Савенков А. И. Детская одаренность и проблема жизненной успешности    // Управление современной школой. Завуч. - 2009. - № 8. - С. 9 - 19.

6.         Генералова Н. С. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы // Управление современной школой. - 2009. - № 8. - С. 75 - 77.

7.         Пиндюрина Р. Е. Об организации работы с одаренными детьми (из опыта работы) // Управление современной школой. Завуч. - 2009. - № 8. - С. 123 - 128.

8.         Доровский А. Качество обучения одаренных школьников: управленческий аспект // Качество образования в школе. - 2009. - № 5. - С. 60 - 72.

9.         Клементьевская Е. Система работы с одаренными и высокомотивированными детьми // Воспитательная работа в школе. - 2009. - № 7. - С. 68 - 75.

10.    Шайдуллина Г.Р. Интерактивный проект «Перспектива» в рамках реализации комплексно-целевой программы «Одаренные дети» // Методист. – 2009. - № 3. – С. 16-24.

11.    Макарова О.Г. Управление развитием работы с одаренными школьниками в многопрофильной гимназии на основе системно-целевого подхода // Профильная школа. – 2007. - № 6. – С.45-53.

Презентации реализованных проектов 

Виноградова Наталья. Польза рождественского поста.

View more presentations from gymnasia23_74.

Роспись батик

View more presentations from gymnasia23_74.