Формы контроля при обучении грамматике

Формы контроля при обучении грамматике

      Программа курса «Практическая грамматика» предусматривает следующие виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, текущий контроль и итоговый контроль.

      После изучения теоретического материала по теме и закрепления его на первоначальном уровне учащимся предлагается самостоятельно выполнить несколько упражнений, задания которых могут иметь следующие формулировки:

  •        Fill in the gaps with the correct form of …

       (Заполните пропуски правильной формой …);

  •        Replace the words in bold with…

      (Замените выделенные слова…);

  •       Put the verb in brackets in the correct form

      (Раскройте скобки, употребив правильную форму глагола);

  •      Correct the mistakes

      (Исправьте ошибки).

     После выполнения упражнений учащиеся получают ключи к заданиям и осуществляют САМОКОНТРОЛЬ, при этом снова анализируя теоретический материал при выборе правильного варианта ответа.

     ВЗАИМОКОНТРОЛЬ также может осуществляться по данной схеме, с той разницей, что учащиеся анализируют и исправляют ошибки своих товарищей. Эффективность взаимоконтроля увеличивается, если в задачу «проверяющего» входит теоретическое объяснение выбора правильного варианта ученику, допустившему ошибку, что способствует более прочному усвоению грамматического материала обоими учащимися, а также развитию у них навыка анализа и самоанализа.

     При проведении ТЕКУЩЕГО  контроля осуществляется проверка уровня сформированности  выполнения универсальных учебных действий. Текущий контроль может проводиться в различных формах: игровой, тестовой, устной и письменной проверки знаний теоретического материала, а так же в форме проверки умения выполнять коммуникативно-ориентированные грамматические задания.

     Игровая форма контроля может быть с успехом применена на любом уровне обучения. Примером может служить игра-лото “BINGO”, которая используется при изучении различных грамматических явлений: предлогов, числительных, наречий, союзов и т.д. Для игры изготавливаются карточки с предложениями, в которых пропущены предлоги, союзы, глаголы, иными словами тот грамматический материал, который нужно отработать. Учитель называет предлоги в любой последовательности.  Побеждает тот ученик, который первым заполнит пропуски, не допустив ошибок.

Пример карточки:

 
   

 Контроль правильности заполнения карточек можно поручить другим учащимся группы, формируя тем самым у них навыки анализа грамматических явлений.

  Тестовые задания при текущем контроле способствуют развитию навыков аргументированного  выбора, что особенно важно при проверке  уровня усвоения теоретического материала.

    Уровень владения теоретическим материалом также проверяется при  выполнении письменных заданий  следующего типа:

  • Scheme the rules of tense usage.

(представьте в виде схемы правила употребления времен).

  • Give all the possible passive forms of the verb.

(Напишите все возможные формулы страдательного залога).

  • Scheme the usage of tenses in conditional clauses.

(Схематично изложите использование временных форм глаголов в придаточных предложениях условия);

  Текущий контроль в виде коммуникативно-ориентированных упражнений имеет различные формы.  Например, учащимся предлагается цветная фотография с изображением прохожего. Задача учеников – предположить, что с ним могло бы случиться и по цепочке составить рассказ с употреблением придаточных предложений условия.

    If this man found a purse, he would…

   Текущий контроль по пройденному разделу может также осуществляться на базе письменных заданий, которые учащиеся обычно получают в качестве домашнего задания. Это может быть письмо другу, сочинение-мнение, статья в газету или журнал. Данный вид контроля соответствует заданиям письменной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку.

     Курс «Практическая грамматика предусматривает ИТОГОВЫЙ контроль по завершению годовой программы, при проведении которого используются обобщающие тесты (progress tests). Результаты итогового контроля анализируются, лучшие тестовые работы вносятся в портфолио учащихся.