Методические рекомендации по использованию курса «Практическая грамматика»
В основу курса положен британский учебно-методический комплекс авторов Jenny Dooley и Virginia Evans, “Grammar Way”.
Целью является углубление и систематизация ранее изученного грамматического материала с помощью разнообразных схем, таблиц, наглядного материала.
Основополагающим принципом обучения является принцип устного опережения, который предполагает первичное восприятие на слух любой грамматической структуры, последующее закрепление в устной речи и, на завершающем этапе, отработку в письменной речи.
Грамматический материал систематизирован по разделам (Units), каждый из которых построен по следующей схеме:
- Презентация грамматических структур с помощью зрительных сигналов.
- Изложение теоретического материала в доступной для учащихся форме.
- Примеры использования данного грамматического явления в ситуациях повседневно-бытового общения, наряду с примерами, показывающими функционирование структуры в ситуациях официального общения.
- Упражнения для первичного закрепления материала.
- Упражнения для отработки материала в устной и письменной речи.
- Повторение изученного материала.
При изучении каждого раздела используется большое количество упражнений и разнообразные формы работы над грамматикой.
Виды упражнений на занятиях:
- Подстановочные упражнения (Controlled exercises), использующиеся для выработки автоматизмов в употреблении грамматических структур в аналогичных ситуациях;
- Трансформационные упражнения (Guided exercises), дающие возможность формировать навыки комбинирования, замены, расширения грамматических структур в речи. С их помощью можно научить варьировать содержание сообщения в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации, сопоставлять и противопоставлять изучаемую структуру ранее изученным;
- Упражнения множественного выбора (Multiple choice exercises), способствуют формированию точности в выборе грамматических конструкций в соответствии с целью высказывания;
- Упражнения на словообразование (Word building exercises), способствуют расширению словарного запаса, развитию языковой догадки и «лингвистического чутья»;
- Ролевые игры (Role games) направлены на использование изученного грамматического материала в ситуациях повседневно-бытового общения. Данный вид речевой деятельности помогает закрепить навыки общения в официально-деловых ситуациях и ситуациях дружеского общения.