ЖУРАВЛЕВА Дарья Сергеевна
Челябинская область, г. Челябинск
МАОУ «Гимназия №23 г. Челябинска им. В,Д. Луценко», 6 класс
Научный руководитель: Козлова Екатерина Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №23 г. Челябинска им. В.Д. Луценко»
Диалектные и устаревшие слова в произведениях С.А. Есенина о Родине и природе
АННОТАЦИЯ
к исследовательской работе для участия в XIV Российском соревновании юных исследователей «Шаг в будущее, ЮНИОР»
(г. Челябинск, 10-13 апреля 2016 г.)
Актуальность. Сергей Александрович Есенин, пожалуй, самый читаемый в России поэт. Однако в стихотворениях С.А. Есенина много слов, которые не всегда понятны современному читателю. Мы решили составить словарик в помощь любителям поэзии С.А Есенина, чтобы каждое слово его стихотворений дошло до ума и души читающего человека.
Цель: выявление значения устаревших и диалектных слов в раскрытии художественных образов в произведениях С.А. Есенина.
Задачи: 1) дать определение и характеристику устаревших и диалектных слов, указать их типы; 2) найти в стихотворениях Есенина диалектные и устаревшие слова и объяснить их значение; 3) описать и оценить своеобразие языка С. А. Есенина.
Объект: стихотворения о родине и о природе С. А. Есенина. Предмет: устаревшие и диалектные слова в выбранных для анализа стихотворениях С. А. Есенина. Гипотеза: С.А. Есенин использует в своих стихотворениях диалектные и устаревшие слова для того, чтобы обратить внимание читателя на своеобразие своего поэтического языка, подчеркнуть своеобразие тех мест, где он родился и вырос.
В первой главе представлены основные сведения о биографии и творчестве С.А. Есенина, во второй главе сообщены теоретические сведения о диалектных и устаревших словах, их классификация. В третьей главе – анализ выбранных слов, составление словаря.
Есенин часто употребляет диалектизмы, что помогает ему воссоздать перед читателем колорит деревенского быта. Мы рассмотрели тридцать два слова: собственно диалектных слов -11; устаревших-9; просторечных-9, окказионализмов-3. Разделили их, пользуясь классификацией Розенталя Д.Э., Голуб И.Б. и Теленковой М.А., на шесть групп. В своей работе мы проанализировали язык нескольких произведений поэта, в частности, употребление в них диалектизмов, устаревших и малопонятных слов. Диалектная лексика широко используется и делается это для решения целого ряда коммуникативных и художественных задач. Язык поэзии Есенина доставляет огромное эстетическое наслаждение. Огромна и его воспитательная роль. Стихи Есенина о природе «пробуждают человечность, учат видеть прекрасное, доставляют эстетическое наслаждение, заставляют ещё больше любить Родину». Материалы данной работы могут быть использованы на уроках русского языка и литературы.