Как помочь школьнику овладеть орфографической грамотностью

Как помочь школьнику овладеть орфографической грамотностью
(советы родителям учащихся начального и среднего звена)

Современных родителей часто интересует вопрос: "Как я могу помочь своему ребенку учиться?" Кто-то по "трудному" предмету нанимает репетитора, кто-то пытается помочь сам. Думаю, лучше, когда родители занимаются со своим ребенком сами: это, во-первых, повышает их рейтинг в глазах ребенка и сближает "отцов и детей", а во-вторых, позволяет  заниматься с ребенком, не перегружая его.
С теми, кто хочет помочь своему школьнику сам, поделюсь некоторыми наблюдениями из своего  учительского опыта:
1. Чем больше читает ребенок, тем  грамотнее он пишет.
2. Чем меньше ошибок допускает при чтении вслух (не "проглатывает" окончания, полностью проговаривает "длинные" слова, не искажая их, например, не читая "времяпровождение" вместо "времяпрепровождение), тем меньше у него орфографических ошибок.
3. Чем лучше понимает смысл написанного, тем меньше ошибается в письменной речи.
Эти три составляющие в совокупности позволяют значительно повысить уровень грамотности ученика. Механизмы этих закономерностей широко отражены в научно-методической литературе (достаточно в "Яндексе" набрать "орфографическая зоркость" – и вы получите исчерпывающие объяснения).
Я же просто хочу дать заинтересованным родителям несколько простых советов, следование которым не потребует многих усилий и времени, главное - регулярность (ежедневность), систематичность и  разумная дозированность, исходящая из индивидуальных особенностей вашего ребенка.
Совет 1. Как можно чаще просите вашего ребенка почитать вам вслух. При этом следите за чёким проговариванием всех слов текста.
Совет 2. Делайте остановки в чтении для обсуждения прочитанного фрагмента (небольшого, от 2-3 предложений до  половины страницы).
Совет 3. После того как ваш ребенок прочитал текст, выберите из прочитанного наиболее трудные, на ваш взгляд, слова и продиктуйте их – вы увидите, насколько внимателен ребенок к орфографическому облику слова.
Совет 4. Приучайте ребенка спрашивать о незнакомых ему словах и пользоваться различными словарями («Толковый словарь» Ожегова должен быть всегда под рукой).
Совет 5. Сами всегда выясняйте значения и написания незнакомых слов – ваш пример подействует лучше всяких понуканий.
Совет 6. Разгадывая всей семьей сканворды и кроссворды, поручите ребенку записывать ответы.
Совет 7. Чаще задавайте ребенку вопрос: «Как ты думаешь, почему этот предмет так называется?» (Например, почему чернику назвали « черникой», костянику – « костяникой»? и т.д.) Если смысл названия неясен, можно обратиться к этимологическому словарю или словарю иностранных слов.
Учитель русского языка и литературы
Людмила Семёновна Лучникова